Из истории профориентации
На грани педагогики и психологии в конце ХIХ – начале ХХ веков начало развиваться новое направление, преследующее цель помочь в выборе профессии и профессионального образования – профориентация. Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в Страсбурге и 1908 году в Бостоне. Причинами их появления послужили: бурный рост промышленности, миграция населения из сельской местности в города, проблема поиска работы, отбора людей работодателями, а также потребность населения в свободе выбора.
Первые службы поиска работы в России появились в 1897 г., после Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус.
В 20-е годы ХХ века в стране были открыты крупные психологические, научно-исследовательские лаборатории по профориентации. В разработке профориентации принимали участие органы здравоохранения, народного образования, Народный Комиссариат труда. В 1931 году прошел I Всесоюзный психотехнический съезд, а к концу 30-х годов была ликвидирована педология, вслед за ней бюро, кабинеты, лаборатории профориентации. Но, несмотря на это, профессиональная ориентация продолжала существовать благодаря энтузиазму ученых, практических работников учебных учреждений и предприятий.
В период перестройки, формирования нового мышления, переоценки исторического прошлого страны на первое место были поставлены человеческий фактор, соединение интересов личности с потребностями общества. В 80-е годы была создана государственная служба профориентации, формирование которой Постановлением Совета Министров СССР было возложено на Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам. Первой ступенью создания государственной службы профориентации стали центры профориентации молодежи, перед которыми были поставлены задачи: сломать сформированное годами ведомственное понимание профориентации; совместно с научными организациями страны создать принципиально новую систему профориентации, основанную на максимальном раскрытии творческого потенциала молодежи, изучении потребностей регионов в кадрах, прогнозировании потребностей в разрезе профессий и специальностей; разработать организационно-методические основы научно-обоснованных форм и методов профессиональной информации, профессиональной консультации, профотбора, профессиональной адаптации.
В 90-е годы из-за экономического кризиса профориентация на 10 лет была забыта. Большинство региональных центров профориентации были перепрофилированы, начали заниматься другими направлениями профессиональной деятельности.
Только с 2006 года профориентация начала свое возрождение и приобрела особый статус значимого и необходимого в жизни общества вида деятельности. Работодатели вновь начали испытывать возрастающий дефицит трудовых ресурсов, усилился дисбаланс между подготовкой специалистов и потребностью в них экономики. В связи с нестабильностью рынка труда было затруднено перспективное прогнозирование потребности предприятий в квалифицированных кадрах.
В настоящее время растет спрос на традиционные профессии, появляются новые, названия, которые в разных фирмах подразумевают различные виды деятельности. Меняются условия обучения, исчезают и появляются новые учебные учреждения. Нет гарантий того, что спрос на выбранную подростком профессию сохранится после окончания обучения.
В этих условиях меняется отношение людей к знаниям и образованию. Социологические исследования показывают, что в последние годы усилился прагматизм учащихся и студентов. Сегодня они оценивают выбранную профессию со строго определенных позиций: получают ли они такие знания, которые помогут им найти место в жестких условиях рыночной конкуренции, обеспечить себя материально, занять престижную должность.
Перед профориентацией поставлена задача: добиться, чтобы каждый выпускник школы был подготовлен к вступлению в мир труда и определял свой профессиональный выбор с учетом потребности региона в кадрах.