Что мешает подростку выбрать профессию?

«Почему мой ребенок не знает, на кого хочет учиться?». Этот вопрос часто задают родители, и здесь, как и во всем, есть две стороны медали. Внешняя – те обстоятельства, которые объективно, вне зависимости от характера и мотивации ребенка, влияют на него. И внутренняя – особенности личности подростка. Сегодня в статье поговорим про внешние причины.
 
Итак, основные внешние причины:
 
1. Слабое знания мира профессий.
 
Карточка профессии включает в себя: содержание, профессионально важные качества, медицинские показатели, условия труда, пути получения профессии и условия на рынке труда.
 
Звучит сложно, особенно, если вспомнить о том, сколько в мире профессий. Но именно знакомство со всем разнообразием в доступной и понятной форме помогает ребенку. Когда знаешь из чего выбирать – появляются варианты.
 
Так же, стоит обращать внимание на динамику мира. На то, что сейчас очень быстро могут меняться условия труда, средства труда и ситуация на рынке. Еще «вчера» трактористы ездили по полю, а уже «сегодня» это программисты, которые создают безпилотники. Поэтому в профессиональной ориентации стоит делать акцент на содержании и смыслах профессии. И искать актуальную информацию о современных профессиях.
 
2. Отсутствие навыков принятия решения и прогнозирования его последствий.
 
Если подростка всегда контролировали, он не знает, как это - выбирать самому, теряется в непривычной для него ситуации. Но как тогда быть родителям? Выбрать за него?
 
Нет. Стоит дать ребенку возможность принимать самостоятельные решения и справляться с их последствиями. Чтобы не травмировать подростка, можно записаться на консультацию к психологу или специальные тренинги, где он не только получит нужный навык, но и научится применять его в жизни.
 
3. Разнонаправленное влияние семьи, школы, СМИ
 
Помните басню Крылова, где лебедь, рак и щука пытаются доставить груз? В ситуации выбора профессии – точно так же важен единый вектор.
 
Исключить каналы влияния невозможно. Но действовать слажено, одной командой – нужно. Родители, классный руководитель и школьный психолог могут вместе обговорить стратегию поведения. В случае с источниками СМИ, можно найти и показать ребенку те, которые вы считаете полезными.
 
Только помните, ваша совместная задача - не выбрать профессию за подростка, а помочь ему узнать себя, свои возможности и прийти к самостоятельному решению.
 
4. Дефицит качественной профессиональной информации, изложенной в понятной и доступной подростку форме.
 
Хорошим источником могут быть интернет площадки, где в игровой форме можно узнать о мире профессий. Передачи, в которых обыватель пробует провести один день в роли профессионала. Экскурсии на производство и знакомство со специалистами.
 
Подводя итоги: внешние факторы связаны с информацией о мире профессий. Для того, чтобы выбор был успешным, нужно найти качественный, непротиворечивый и понятный канал информации или несколько таких каналов.
 
Комплексный подход в этом направлении может включать в себя:
 
1) изучение информации на таких сайтах как postupi.online, atlas100.ru и proforientator.ru;
 
2) участие в профориентационных экскурсиях для школьников в различные компании города проживания;
 
3) просмотр каналов ютуберов – представителей различных профессий (каналы сейчас бывают разные, важно подобрать действительно полезный и одновременно увлекающий контент);
 
4) консультация с профориентологом: на такой консультации можно задать прямые практические вопросы о том, как та или иная профессия реализована на практике в российской или зарубежной действительности.
 
И это далеко не полный перечень каналов информации для составления своего мнения о том, что нас окружает в мире профессий.
 
Успехов в исследовании!
22 Декабря 2020