Как работают специалисты-профориентологи в других странах?

По скольку мы являемся городским центром по профессиональной ориентации молодежи и постоянно пополняем свой багаж знаний в данной отрасли, нам стало интересно как работают специалисты-профориентологи в других странах, спешим поделиться тем, что мы узнали.

В отличие от России, во многих зарубежных странах понятия "профессиональная ориентация" вовсе нет. Вместо этого существует термин «карьерное развитие» или "самоопределение". Тем не менее цели, задачи и методы работы схожи с российскими.
Мы хотим рассказать Вам о том, как выбирают профессию в Финляндии, Канаде и Японии.

 
  • Финляндия
К профессиональной ориентации выпускников в Финляндии подходят очень серьезно. Вот один показательный факт: если ученик, окончив девятый класс, так и не понял, чем он будет заниматься в жизни, ему дается еще один год для профессионального самоопределения. В течение этого периода с ним и подобными активно работают профессиональные консультанты.
В Финляндии система среднего профессионального образования популярнее высшего. Курсы профессиональной ориентации начинаются в Финляндии с седьмого класса. И они обязательно включают период введения в трудовую жизнь, составляющий, как правило, одну-три недели, в течение которых подростки работают по-настоящему. Возможность сделать что-либо своими руками очень сильно влияет на профессиональное самоопределение. В восьмом классе изучаются вопросы построения карьеры, а в девятом к процессу выбора профессии подключаются сотрудники кадровых служб предприятий и служб по найму. Отвечает за работу по профессиональной ориентации и построению карьеры министерство образования страны.

 
  • Канада
В Канаде при каждом университете есть свой центр профориентации, который помогает выпускнику в самоопределении через тестирование и семинары. Обычно самоопределение человека в профессии проходит шесть этапов:
1. Студент сам принимает решение о выборе профессии. Если он не уверен, ему предлагают подумать ещё.
2. Выпускник определяет, какие личные качества ему потребуется развить, чтобы соответствовать принятому решению.
3. Соотнесение выбора с тенденциями рынка труда.
4. Поиски альтернативных путей, если выбранная профессия по каким-то причинам не совсем подходит студенту.
5. Производственная практика.
6. Окончательное решение.
На каждом этапе студента не оставляют наедине с его выбором, а проводят активную психологическую и профессиональную диагностику, оказывают консультации.

 
  • Япония
Отличительная черта системы профориентации в Японии — она почти полностью сосредоточена в средней школе, а не в специализированных центрах. Профориентация здесь глубоко интегрирована в учебный процесс и составляет ядро учебных программ для средней школы.
В Японии профориентирование начинается с седьмого класса. Каждый год учащийся должен опробовать себя в 16 профессиях, причем в самых разных областях: бизнес, сельское хозяйство и так далее. При этом ведётся специальный мониторинг деятельности учащегося, на основании которого затем даются рекомендации и предлагается индивидуальная программа по профессиональной самореализации.

А какой подход к проведению профессиональной ориентации больше всего нравится Вам?
13 Апреля 2020